Благотворительность становится более государственной, чем социальная политика
11 мая 2007 года
Любопытно, что закон о благотворительности в Татарстане уже был (правда, записанные в нем льготы благотворителям были почти не реализуемы, а в 2002-м он тихо пал жертвой борьбы за приведение регионального законодательства в соответствие федеральному), а вот закона о социальной политике не было никогда... Зато если такой закон будет принят в рамках, заданных новым проектом, то на риторический вопрос "Как это мы жили без закона о социальной политике?!" можно будет давать нериторический ответ: "Лучше, чем с законом".
В сущности, социальная политика - это главное, для чего нужно современное государство, и чем выше степень развития цивилизации, тем все менее значительны другие госзадачи (оборона, регулирование экономики и т.п.) и тем значительнее эта. В государстве сильнее всего нуждаются слабейшие его граждане - это аксиома, но в российской практике эта формула состоит из двух частей: государство нужно слабым, но служит сильным. Как раз вторая часть этой формулы в законопроекте о социальной политике в Татарстане очевидно выпирает.
Вот как описываются, к примеру, задачи правительства Татарстана в сфере здравоохранения. Первой задачей определена "разработка мер по внедрению высокотехнологичных методов" диагностики и профилактики и особо подчеркнуто насчет "улучшения показателей здоровья юношей допризывного и призывного возрастов". Ну эта-то забота у российских властей в крови: как один глуповский градоначальник, объясняя права человека, сосредоточился на правах Бурбонов, так наши, заговорив о социальной защите, кончают криком: "В ружье!". Дальше следуют: забота об эффективности санэпидемслужбы, забота о ветеринарии и зоотехнике (как важного элемента санэпидембезопасности), забота о госрегулировании цен на лекарства и медуслуги и, наконец, забота об инфраструктуре для занятий граждан физкультурой и спортом. Это все.
А обеспечить условия, при которых жители Татарстана смогут быть не только продиагностированы, но и вылечены, причем за средства бюджета? А этот скользкий и дорогостоящий вопрос согласно законопроекту не есть вопрос социальной политики государства в Татарстане, и не приставайте к государству с такими частностями.
Зато вот первоочередная задача нашей власти, проработать которую авторы проекта сочли необходимым: если некто, не являясь инвалидом, все же является безработным и вследствие сего не участвует "в формировании общественных благ", то медучреждения РТ вправе направлять сведения о нем в "публичный информационный ресурс". Значит ли это, что таким зловредным субъектам выпишут рецепт: "А паразиты - никогда!", и каковы другие правовые последствия этого "публичного ресурса" - это, по законопроекту, должен решить кабмин. Исходя из своего понимания социальных задач государства.
А вот "обеспечение доступности образования" в законопроекте не забыто. Доступность занимает седьмое - почетное и последнее место в списке социальных приоритетов в сфере образования. А на первом - "стимулирование многообразия видов образовательной деятельности", причем что подразумевают под многообразием видов наши правительственные дарвинисты - это давно известно: "зеленую улицу" для платных видов. Разумеется, в платных видах как форме эволюции нет ничего дурного, если только остаются бесплатные - наши же бесплатные виды образования, вместо того чтобы конкурировать с платными, бурно им завидуют и успешно стремятся также стать платными. Найдется ли в городах республики хоть одна школа, где родители не платят за обучение детей "добровольными" попечительскими взносами?
Неудивительно, что парой к законопроекту о государственной социальной политике, в котором так мало государства, выступил законопроект о негосударственной благотворительности, в котором как раз роль государства - на первом месте.
Вообще-то благотворительность - это, безусловно, фрагмент социальной политики, но только общественный, а не государственный фрагмент. Споры о том, нужно ли стимулировать благотворителей материально, предоставляя им налоговые вычеты на сумму их пожертвований, ведутся с середины 90-х годов прошлого века, когда федеральное законодательство предусмотрело такую возможность. Никому еще не удалось убедительно опровергнуть главный довод против таких налоговых льгот: частник делает благо кому хочет, захочет - закупит по плазменному телевизору в каждый класс любимой школы, а если налоги с этой значительной суммы не поступят в бюджет, то другой школе может не хватить на обычные доски. Главный довод за всяческую поддержку частной благотворительности - он тоже чем дальше, тем все более неотразим: а где гарантия, что эти налоги, попав в бюджет, будут потрачены разумно?
Ну а поскольку этот довод "за" нынче выглядит как враждебный выпад против вертикали власти, два года назад из федерального закона о благотворительной деятельности были изъяты налоговые льготы. Хотя в принципе в законодательстве такая возможность осталась. Например, для благотворителей-физлиц делается социальный налоговый вычет из подоходного налога на сумму их пожертвований (но только если она не превышает четверти годового дохода).
И вот в Татарстане придумали, как впрячь трепетную лань благотворительности юрлиц в тяжело груженную телегу госпотребностей. Законопроект о благотворительной деятельности предполагает льготы по налогам на имущество организаций и на прибыль, но лишь тем организациям, которые имеют статус "Благотворитель в Республике Татарстан". Чтобы получить этот статус, нужно, чтобы Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности (его возглавляет Минтимер Шаймиев) выдал свидетельство благотворителя и не аннулировал его при случае. А что такое - получить и сохранить это свидетельство? Заявление по форме... копии паспорта... копии учредительных документов... отчет за отчетный период... уведомление налогового органа... уведомление о смене юрадреса... ну и так далее, вы понимаете.
А самое главное - собрав, предоставив и регулярно обновляя все эти справки, благотворитель может претендовать на статус благотворителя только в одном случае. А именно: если он благотворит не сам по себе, а лишь в порядке "реализации Реестра публичных потребностей. Государственного, само собой, реестра. В который входят и потребности учреждений социальной сферы. Которые должны финансироваться из бюджета. Который из-за налоговых льгот не получит части денег, потребных на финансирование этих самых публичных потребностей...
В разные периоды истории государства Российского было разное отношение к частной благотворительности. Та модель, что предлагается в Татарстане, - нечто среднее между допетровской Русью, когда вся "социалка" была исключительно сферой благотворительности, и практикой времен Александра I, когда частная благотворительность разрешалась лишь по высочайшему соизволению.
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"